Распоряжением Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 9-Р в настоящее распоряжение внесены изменения

 

 

   Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2002 г. N 983-р
(с изменениями от 8 января 2003 г., 5 декабря 2005 г., 3 ноября 2007 г.)
 

 В соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" утвердить прилагаемые  Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 

 Председатель Правительства
Российской Федерации

 М.Касьянов

 

 Москва

 17 июля 2002 г.

 N 983-р

 

Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. N 743 в настоящие Рекомендации внесены изменения

 

 

   Рекомендации
по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(утв.  распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2002 г. N 983-р)
(с изменениями от 8 января 2003 г., 5 декабря 2005 г., 3 ноября 2007 г.)
 

См. Рекомендации по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденные приказом КФМ РФ от 11 августа 2003 г. N 104

 

 1. Настоящие Рекомендации определяют единый подход к разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, включая профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховые организации и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности (далее именуются - организации), правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее именуются - правила).

 

См. Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 21 марта 2006 г. N 06-29/пз-н

 

См. Положение о согласовании правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, утвержденное приказом Минфина РФ от 21 июня 2005 г. N 77н

 

О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом см. также постановление Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 6

 

 2. Утратил силу.

См. текст  пункта 2

 3. Правила должны содержать порядок документального фиксирования необходимой информации, обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности соответствующей организации.

 

О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях см. Указание ЦБР от 9 августа 2004 г. N 1485-У

 

 4. По операциям с денежными средствами или иным имуществом (далее именуются - операции), подлежащим обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", документально фиксируется:

 а) вид операции и основания ее совершения;

 б) дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;

 в) сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, совершающего операцию;

 г) сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция;

 д) сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию от имени этого лица;

 е) сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя.

 5. Правила должны предусматривать выявление и документальное фиксирование наряду с операциями, подлежащими обязательному контролю, операций со следующими признаками:

 а) запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

 б) несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами;

 в) неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;

 г) иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

 При разработке критериев выявления и определении признаков необычных сделок учитывается также специфика деятельности организации и рекомендации, утверждаемые Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами.

 6. В правилах должны предусматриваться разработка и реализация следующих программ осуществления внутреннего контроля:

 а) идентификация клиентов организации, установление и идентификация выгодоприобретателей, за исключением случаев, установленных пунктами 11 и 12 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

 б) выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем или финансированием терроризма;

 в) оценка риска совершения клиентом организации операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

 г) документальное фиксирование необходимой информации;

 д) обучение сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

 е) иные программы.

 Указанные программы разрабатываются организациями с учетом специфики деятельности организации и рекомендаций, утверждаемых Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами.

 7. При разработке программы идентификации клиентов организации целесообразно предусматривать использование анкетирования - составления документа, содержащего сведения о клиенте организации и его деятельности, а также сведения о выгодоприобретателе.

 Рекомендации по разработке формы анкеты утверждаются Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами.

 8. В целях идентификации физических лиц на основании документа, удостоверяющего личность, устанавливаются и фиксируются следующие данные:

 а) фамилия, имя, а также отчество (если иное не следует из закона или национального обычая);

 б) дата и место рождения;

 в) место жительства (регистрации);

 г) место пребывания;

 д) сведения о документе, удостоверяющем личность (вид, серия и номер, дата выдачи и орган, его выдавший);

 е) гражданство;

 ж) сведения о миграционной карте;

 з) сведения о документе, подтверждающем право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

 На основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе фиксируется идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

 9. В целях идентификации юридических лиц на основании учредительных, регистрационных и иных документов устанавливаются и фиксируются следующие данные:

 а) наименование;

 б) государственный регистрационный номер;

 в) место государственной регистрации;

 г) место нахождения;

 д) почтовый адрес;

 е) идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) или код иностранной организации;

 ж) коды форм федерального государственного статистического наблюдения.

 10. При идентификации юридических лиц необходимо обращать особое внимание на следующие данные:

 а) состав учредителей (участников) юридического лица;

 б) структура органов управления юридического лица и их полномочия;

 в) размер зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или размер уставного фонда, стоимости имущества.

 11. Правила должны предусматривать периодическое (как правило, не реже одного раза в год) обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

 12. В правилах должно предусматриваться обязательное составление сотрудником организации (по форме, утверждаемой руководителем организации) сообщения об операции при выявлении признаков операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

 Рекомендации по включаемым в такое сообщение данным утверждаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

 13. Сообщение об операции незамедлительно передается ответственному лицу для предварительного рассмотрения и принятия решения о целесообразности его представления руководителю организации.

 О решении, принятом ответственным лицом, в сообщении об операции делается соответствующая запись.

 Окончательное решение о предоставлении сведений о соответствующей операции в Федеральную службу по финансовому мониторингу принимает руководитель организации.

 14. Если организация оценивает риск совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, как высокий, операциям этого клиента уделяется повышенное внимание.

 15. Документальное фиксирование информации осуществляется на основании информации и документов, предоставляемых клиентами организации. Документы, позволяющие идентифицировать клиента организации, установить и идентифицировать выгодоприобретателя и иных участников операции, а также определить основания ее совершения, должны быть действительны на дату их предъявления.

 16. Способы фиксирования информации для целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусматриваемые в правилах, должны обеспечивать воспроизведение всех необходимых деталей операции (сделки) с учетом специфики деятельности соответствующей организации.

 17. Правила и программы осуществления внутреннего контроля должны предусматривать обеспечение конфиденциальности фиксируемой информации о клиентах организации, выгодоприобретателях и совершенных ими операциях, а также о мерах, принимаемых организацией при реализации таких программ.

 18. При разработке программы хранения информации и документов, получаемых при осуществлении внутреннего контроля, должно быть предусмотрено хранение оригиналов документов (заверенных в установленном порядке копий), содержащих сведения о клиенте организации и выгодоприобретателе или иных участниках операции, в течение не менее 5 лет с даты прекращения действия взаимных обязательств организации и клиента, а документов (заверенных в установленном порядке копий) по соответствующим операциям клиентов и сообщений об операции - в течение не менее 5 лет с даты совершения операции.

 Учет и хранение сообщений об операции осуществляются ответственным лицом.

 19. Утратил силу.

См. текст  пункта 19